Cтатьи
Здесь Вы найдёте интересные на наш взгляд материалы по ландшафтному дизайну, фитодизайну и флористике, а также наши публикации в прессе:
|
А. Зинде "Семь раз отмерь" Анна Зинде, руководитель мастерской «Топиарное Искусство» Искусно сформированные кроны завораживают – сначала своей четкой, выверенной геометрией, затем – самой мыслью о долготерпении природы, покорно сносящей фантазии человека. Противоречивое искусство, не приемлющее спешки... Топиариусы всех стран Орнаментальное садоводство по праву считается одним из древнейших видов садового искусства. Уже в древнем мире руками невольников создавались прекрасные сады, а раб, ухаживающий за орнаментальным садом – «топиа», именовался топиариус. Считается, что именно рабы из Греции или Египта были первыми, кто обучил римлян искусству орнаментального садоводства. После же падения Римской империи благодаря усилиям монахов искусство топиари было сохранено в стенах монастырей. Как многие виды прикладного искусства, стрижка первоначально имела утилитарное значение, и плотно сформированные растения служили для ограждения и защиты территории от непрошеных гостей. Монастырские сады и небольшие частные владения тому доказательство. В эпоху Возрождения состоятельные итальянские семьи, создавая сады на своих виллах, платили огромные деньги за скрупулезное изучение рукописей тех самых монахов, чьи писания были основаны на древних учениях. В частности, поэт Петрарка, среди прочих, подражал Вергилию в описании регулярных ландшафтов. В середине ХVI века идеи Возрождения достигли Франции, в частности, говоря о ландшафтном искусстве, принципы создания живых стен и изгородей, позволяющие придать саду регулярный характер планировки. Кульминацией стала работа Андрэ Ленотра, создавшего грандиозный Версальский парк для короля Луи XIV. Стиль «версаль» моментально распространился по всей Европе, по его образу и подобию были созданы великолепные сады в Дании, Германии, Швеции и России. Голландцы же интерпретировали стиль «версаль» по-своему, а британцы с энтузиазмом подхватили «голландский стиль». Наиболее характерный «голландский сад» в Англии – Левенс Холл в Камбрии. Популярность регулярных садов была недолгой, и на смену пришла мания создавать пейзажные композиции. К счастью, топиари не исчезло совсем, а продолжило существование в небольших частных садах эксцентричных британцев. Моде свойственно меняться, и интерес к топиарному искусству вспыхнул вновь, когда в Дербишире, замке Элвастор, был создан парк Мон Плезир. Так что искусство орнаментального садоводства продолжало процветать в Англии – и вот уже стараниями Лоуренса Джонстона в Хидкот Мэнор, Виты Секвил Уэст в Сиссингхерсте появляются на свет новые топиарные шедевры, создание которых можно датировать ХХ веком. Что касается наших дней, то человек все больше стремится к общению с природой, поэтому все чаще уделяется внимание озеленению не только частных, но и городских территорий. Быстрый темп жизни задает ритм, под который приходится подстраиваться даже этому скрупулезному искусству, не терпящему спешки, поэтому на свет рождаются всевозможные его разновидности. Вспомним, что классика топиарного искусства — это геометрические или фантазийные формы, созданные при помощи искусной стрижки из кустарников и деревьев с мелкой листвой. Приблизительно в начале XIX века, в Викторианскую эпоху, было изобретено «новое топиари». Принципиальной его особенностью является наличие металлического каркаса, внутри которого высаживается растение, которое в дальнейшем стрижется согласно контурам этой формы. А пока дерево дорастает до нужной высоты и заполняет все пространство, металлическая скульптура передает замысел автора. Стричь фигуры «по каркасу» может и непрофессионал. Традиционалисты негативно относятся к таким новшествам, предпочитая стричь на глаз, ведь для хорошего профессионала с тренированной рукой даже сложная фигура не составит большой проблемы в работе. Еще одно изобретение уже XX века – композиции «грин арт». Поистине искусство для нетерпеливых, когда в металлический каркас, заполненный торфосмесью, высаживают однолетние цветы или плющ. Всего пара месяцев, и зеленая скульптура готова. Срок службы такой композиции невелик, а в условиях России и вовсе короток – лишь летний период. Однако моментальный эффект – вот несомненный плюс таких скульптур. Неудивительно, ведь за рубежом такие скульптуры пользуются большой популярностью, украшая и городские скверы, и развлекательные парки типа диснеевских. Все три перечисленные разновидности зеленых скульптур в ландшафтных терминах именуются одинаково – «топиари», но, без сомнения, следует различать эти направления. Нужна национальная идея Россия, к сожалению, отстает в развитии садоводства, не говоря уже про орнаментальное искусство. И дело не столько в русских морозах и нехватке посадочного материала, сколько в отсутствии национальной школы садоводства и опыта, передаваемого из поколения в поколение. При правильном подборе материала, должном уходе и наличии у мастера терпения и в нашем климате можно создавать не менее эффектные скульптуры. Принято считать, что топиари – это архаичное, устаревшее украшение парка, уместное исключительно в рамках дворцово-парковых ансамблей. Несомненно, присутствие тех или иных элементов рядом с домом должно быть обосновано, иначе стилистических противоречий не избежать. Но, вешая в квартире на стену картину, мы же не считаем, что живем в музее?.. Зеленые стены, изгороди, берсо, партеры, пирамиды, спирали, обелиски, кубы, шары или просто причудливые фантазийные формы не претендуют ни на что большее, нежели просто привнести в композицию оригинальность, а в сочетании с пейзажными группами тем более гармонично впишутся в русский сад. Кстати, именно комбинирование пейзажного и регулярного стилей позволяет создать наиболее интересные ландшафтные вариации. При помощи зеленых стен и изгородей можно сужать или расширять пространство, делить его на небольшие приватные, скрытые от глаз комнатки, наполненные разными по сюжетам и стилям композициями. Кандидаты на стрижку Итак, каков план нашей работы? Требуется правильно подобрать растение, придумать, какую форму ему следует придать, подготовить качественный инструмент (секаторы, шпалерные ножницы и сучкорез) желательно японского (фирма АRS) или швейцарского (фирма Felco) производства, научиться стричь по определенным правилам, и не забывать подкармливать своего любимца. Подчеркнем еще раз, что именно в безошибочном соответствии растения идее будущей стрижки – залог максимального удовольствия от работы. Важные характеристики, которыми должны обладать растения, потенциальные кандидаты «под нож»: – медленный рост; – способность образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни; – количество большого числа спящих почек на стволе; – теневыносливость. Посадочный материал рекомендуется приобретать 2–3-летними саженцами, которые характеризуются высокой приживаемостью и гибкостью, позволяющей направить рост растения в нужном направлении, а также небольшой стоимостью. Стричь же растения начинают не раньше, чем их возраст достигнет 5 лет, когда разовьется достаточно сильная корневая система. Наилучшими растениями для стрижки являются: Лиственные деревья: липа мелколистная, клен гиннала, клен татарский, вяз мелколистный, груша обыкновенная, яблоня лесная (дичок), разнообразные виды ив, тополя. Кустарники: кизильник блестящий, барбарис Тунберга и обыкновенный, боярышники, карагана кустарниковая и древовидная, пузыреплодник калинолистный, смородина альпийская и золотистая, спиреи, бирючина обыкновенная, лапчатка кустарниковая. Хвойные деревья и кустарники: туя западная, ель колючая, ель обыкновенная, лиственница европейская или сибирская, псевдотсуга Мензиеса, можжевельник обыкновенный и можжевельник казацкий. Если говорить о конкретных ландшафтных элементах, то для формирования зеленых стен высотой 8–12 м пригодны: тополя, вяз обыкновенный, ива белая, липа мелколистная, ель обыкновенная, ель колючая, псевдотсуга Мензиеса, туя западная. Для изгородей 1,5–2,5 м – боярышники, клен гиннала и татарский, вяз мелколистный, груша обыкновенная, яблоня лесная. Для изгородей высотой 0,6–1,5 м – кизильник блестящий, барбарис Тунберга и обыкновенный, пузыреплодник калинолистный. Для бордюров высотой от 25–60 см – кизильник блестящий, барбарис Тунберга (сорта), смородина альпийская и золотистая, спиреи, бирючина обыкновенная, лапчатка кустарниковая, акация кустарниковая, можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий. Для фантазийной стрижки – туя западная, ель обыкновенная, кизильник блестящий, клен татарский, вяз мелколистный, липа мелколистная. Секатор – в руки! Время и количество стрижек варьируется в зависимости от вида растения, но в среднем составляет 1-2 стрижки за сезон. Для всех растений общим является правило – не состригать за один прием более 1/3 от массы растения. Изгородь или скульптуру надо наращивать постепенно, не оставлять длинные приросты, укорачивая лишь верхушку, но и не состригать до древесины прошлого года. Стрижка стимулирует кущение, и почки, ближайшие к месту среза начинают активный рост. Все стороны растения должны быть равномерно освещены, иначе снизу начинается оголение, зачастую восстановить такую изгородь бывает сложно, а хвойные изгороди восстановлению не подлежат. При стрижке соблюдайте уклон в 10 градусов, форма трапеции даст ровное освещение всей стороны. Часто для проникновения света внутрь куста сверху делают дырки. Если вы задумали создать фигурную изгородь, то придется сделать шаблон
|